Вита Буйвид

Бешеные псы

14.03.2013 - 07.04.2013

Санкт-Петербург

О выставке

С 14 марта по 7 апреля галерея современного искусства AL Gallery покажет новый проект Виты Буйвид, московского художника и по совместительству фотодиректора журнала «Русский Пионер», «Бешеные псы». В проекте представлены крашеные маслом принты на сатине и акварели на основе пигментной печати – технике, которую Буйвид успешно практикует уже несколько лет и которая превратилась в ее фирменный стиль, позволяющий ей балансировать на тонкой грани между живописью и фотографией.

 

ОЛЕГ ШИШКИН

БЕШЕНЫЕ ПСЫ И САЛОННАЯ МОРАЛЬ

 

В 30-е годы прошлого века в среде левой американской интеллигенции повернутой на троцкизме-ленинизме родилось понятие «салонный революционер». Оно было своеобразным эвфемизмом высоколобого фразерства, фрондерства и социальной агрессии.  В сущности, такая форма нарратива пребывает и с нами.  Художественный мир это божественный  садик в котором живут сии причудливые создания.

Агрессия, облаченная в мишуру и комфорт, транслирует свои откровения, ожидая немедленной реакции. Но что же в действительности волнует этих бешенных псов? Это вопрос Виты Буйвид, брошенный в качестве осколочной гранаты в цепь салонных революционеров. Тех, кто посылает в воздух резкие фразы и бескомпромиссные резонансные утверждения.

Как часто бывает – формой откровения «громкоговорителей» является лай сам по себе. Может быть он содержит какие-то указания или инструкции, или даже утверждения – полагает автор. Но даже и в этом случае это просто очень громкий звук и не более того. Стоит задуматься над раздражающим звуком, ведь, в конце концов, это тоже форма медитативного познания. И только воображая его у «немых» холстов художника, можно получить  откровение «говорящих» акварелей, где голос облачен в транслит комикса. Утверждения и обрывки фраз собраны в коллекцию, которую выкрикивают песики, кстати, весьма напоминающие некоторых персонажей Кукрыниксов. Эта аллюзия вряд ли случайна, скорее выражает дух иронии автора. Здесь Вита Буйвид открывает дверцу в мир ухоженных болонок и мопсов, живущих в каждой художественной конгрегации.

«В культурах подобных нашей, все уже давно привыкли к тому, что всё, что нас окружает, следует классифицировать как средства контроля, и поэтому любой может испытать шок, неожиданно вспомнив о том, что с операционной и практической точки зрения любая среда несет в себе смысл» – писал когда-то Маршалл Маклюэн.

Классификацию такой среды предлагает и Вита Буйвид. Она категорична и иронична одновременно. Художник ведь имеет право смотреть поверх голов  и предпочтений сообщества. И если его оценки дерзки, то, значит, мир достоин их рассмотреть хотя бы в качестве галерейной манифестации.

Или вы действительно боитесь укусов? Заразного бешенства? И следствия ея водобоязни?

Отдайте искусству кесарево, и тогда вожделенное бешенство покинет пределы оздоровленной среды – так поучает автор, и, кажется, рассчитывает на понимание.

Выздоровеет ли больной – это возможно не факт – но вот, то, что его знакомые пойдут к врачу - это очевидно. Как очевидно и то, что Буйвид рассчитывает на пробуждение тех, кто действительно ищет эстетическое. И пытается пройти через шквал бешеного лая.