Ульф Линделл

Требуется рассеянное внимание


Ульф Линделл

Требуется рассеянное внимание

Mixed media

25.10.2012 - 18.11.2012

Санкт-Петербург

О выставке

В рамках Балтийской биеннале 2012 галерея современного искусства AL Gallery представляет проект шведского художника Ульфа Линделла «Требуется рассеянное внимание». Одна из главных тем биеннале - Архипелаг Балтия - попытка показать авторов, связанных с регионом вообще и с Петербургом в частности, и в случае Линделла она нашла практически идеальное воплощение. Будучи шведом – то есть представителем страны балтийского региона, Линделл свой проект делал в кронштадтской арт-резиденции ГЦСИ – испытав на себе эффект полного погружения в местный контекст.

Ульф Линделл работает в смешанной технике, о сложности которой и не подозреваешь при первом взгляде на работы художника. Алюминиевая основа, столь популярная в Европе, в России оказывается практически недоступной роскошью – качество материала принципиально другое. Фотомонотипия – сама по себе техника довольно редкая, при отсутствии привычных материалов превращается в сверххудожественную задачу. Самое странное, что использовать эту технику Линделл впервые начал именно в России, потому что первая его выставка, выросшая из сотрудничества с фотографом Киа Наддермиер и выведшая Линделла за пределы столь характерной для Скандинавии абстрактной живописи, состоялась в Москве в 1999 году в галерее А3. Тогда Линделл использовал для монотипии чужие снимки, но уже в следующем своем проекте стал использовать свои.

Основой его работ являются пустые пространства, которые художник выискивает и снимает везде, где он живет и вписанные туда объекты, которые эти пространства оправдывают, создавая эффект «антивазы» - объекта, вывернутого наизнанку, подобно Центру Помпиду. Ну, или если быть ближе к российскому контексту – не шарик внутри горшка, а горшок внутри шарика. Этот прием оправдан двумя вещами. Во- первых, в силу ряда личностных особенностей полгода Линделл проводит в Швеции, а полгода в Бразилии – Сан-Паулу и Рио-де-Жанейро, постоянно находясь в своеобразной климатической эмиграции, которая безусловно отражается на его творческих деяниях. И одним из важных элементов взаимодействия художника с действительностью стал так называемый латиноамериканский магический реализм, где свободно смещаются пространственные и временные планы, композиция легко разделяется на более или менее самостоятельные главы – отсюда разделение работ на равные части, а также погружение в лихорадочный самоанализ. Именно этот анализ и есть второе оправдание приема вывернутого пространства. Оно заложено в самом названии выставки. Термин «рассеянное внимание» описан Фрейдом в «Психопатологии обыденной жизни» , как способ – осознанный или бессознательный - мотивационно-обусловленного невнимания, помогающий найти означающее, не пытаясь найти объект.

Лиза Савина