Виктория Илюшкина

Третий уровень


Виктория Илюшкина

Третий уровень

видеоинсталляция

27.05.2009 - 31.05.2009

Санкт-Петербург

О выставке

Интервью с Викторией Илюшкиной, в котором художница рассказывает о проекте, подготовила куратор Олеся Туркина

Название проекта «Третий уровень» звучит достаточно провокационно для художественной выставки. Оно отсылает либо к компьютерной игре, либо к эзотерической практике, к которым этот проект не имеет отношения. Что оно означает в данном случае?

Название видеоинсталляции у меня возникло из реального ощущения, пережитого во время путешествия в Гималаях. Меня поразило то, что, когда оказываешься перед горой, то ты видишь ее всю. Кажется, сейчас поднимешься и одолеешь ее. Но, поднимаясь, понимаешь, что это вовсе не конец, а только начало твоего пути. И что там открывается новое пространство, новый уровень, и ты видишь следующую точку, следующую вершину. Ты продолжаешь свой путь, и история повторяется сначала. Третий уровень - это не последний уровень даже в компьютерной игре, где в классическом варианте раньше было двадцать пять уровней. Третий уровень – это только начало движения, остановка. «Третий уровень» связан с путем, который проходят паломники к истокам Ганга и Ямуни – двух рек-сестер в Гималаях. Для меня это было очень необычное путешествие. Поднимаясь в горы, нужно было, прежде всего, преодолевать самого себя. Необходимо сосредоточиться на своем физическом состоянии. Мысли следуют твоему движению. На каждый шаг – вдох-выдох. Получается не столько внешнее путешествие, сколько путешествие внутрь себя. 

Слово паломник происходит от «пальмовник» - тот, кто идет с пальмовой ветвью в память о въезде Христа в Иерусалим. Как меняется идея паломничества, когда его совершают с видеокамерой?

- Это способ моего взгляда на жизнь. Я как художник, который всю жизнь занимался живописью, хочу запечатлеть то, что я вижу. Видео позволяет это сделать в движении. Это настолько мгновенная техника, что можно сравнить ее с охотой. Мы живем во время перепроизводства образов. На улицах бесконечное количество камер, фотоаппаратов. Они все пытаются схватить, поймать. Получается преумножение реальности, которая разрастается.

При входе на выставку зритель должен пройти через вертикальную проекцию низвергающегося потока вод Ганга. Является ли это воплощением идеи омовения, метафорой очищения?

Образ водопада – это еще один образ бесконечного движения, круговорота. Я попыталась сделать идею круговорота зримой. Например, в проекции с горами у меня специально сделан такой сбой, сдвиг. Камни вдруг начинают двигаться. Это выглядит как зрительная галлюцинация и одновременно представляет тему вечного движения. Все эти подъемы по горным дорогам по спирали – это тоже круговорот. 

Для всей видеоинсталляции важен мотив преодоления, в том числе и физического. И в тоже время, в ней есть какая-то легкость, нереальность как в сновидении, где мы можем летать по воздуху, подниматься на самые высокие вершины. В «Третьем уровне» документальность съемки сочетается с онейрическим характером, свойственным видеоискусству.

В конце пути, когда мы, наконец, пришли в деревню Ганготри (мы очень долго туда поднимались, было опасно из-за обвалов), меня приснился сон про сражение с китайскими монахами. Я помню только ощущение полета. Люди, с которыми нужно было сражаться, были одеты в оранжевые свободные балахоны, и они очень легко передвигались по воздуху. Мне нужно было отслеживать их движения, напоминавшие кинофильм «Дом летающих кинжалов». В руках у них были сабли-кинжалы, но они ими не пользовались, держали их вертикально. Надо было только вовремя подлетать. Ситуация была похожа на игру в шахматы, только требовалось очень сильное физическое напряжение. В этом внутреннем сражении я находилась почти всю ночь. Мне казалось, что я не сплю и нахожусь в полете, и мне нужно отразить это нападение. Мне нужно было все время быть в форме и держать оборону. Это очень интересное состояние, ты в нем находишься на протяжении всего паломничества. Ты не знаешь, что тебя ждет. Ты должен все время быть внутренне готов. Должен быть готов что-то отразить.

Если попытаться обобщить впечатление от всех пяти видеопроекций «Третьего уровня», то это будет ощущение протяженности и зависания. Первое, конечно, связно с идеей пути, воплощенной в бесконечном потоке паломников, движении на машине по горным дорогам, беге реки, а второе – с «остановками» взгляда на горах, облаках.

Удивительное ощущение, когда стоишь на дороге и видишь, что у края пропасти облака находятся ниже твоих ног. Это завораживает. Или, когда понимаешь, что твоя жизнь это дыхание, что самое главное – дышать. Один раз мы целый день поднимались. Оказавшись в деревне пастухов, я легла на доски – кругом доски, козы, камни. Было такое ощущение спокойствия дыхания. Мы не сталкиваемся с природой один на один. А тут едешь в темноте по дороге и ощущаешь такую мощь, что теряешься. Самое трудное – передать масштаб. Все становится иллюзорным и ненастоящим. Как создать симулякр истинности. Мне нравится вдеопроекция тем, что находишься внутри нее, живешь внутри такой технореальности.

Глядя на видеоинсталляцию «Третий уровень», не избежать сравнения с ранними работами Билла Виолы, особенно с его одноканальным видео « I Do Not Know What It Is I Am Like» (1986) , основанном на «Ригведе». Я имею ввиду такие общие черты, как соединение ландшафтов и «этнографии», эпический характер съемки, появление образа автора в зеркальном отражении. Только у Виолы это самостоятельный мотив, а ты промелькнула с видеокамерой в зеркале водителя. В чем ты видишь сходство и различие?

Мне нравится Билл Виола. Если говорить о сходстве, то мне также интересно погружение зрителя в придуманную созданную ситуацию, в невозможную реальность. Если говорить о различиях, то по сравнению с Биллом Виолой у меня больше документальности и личных ощущений. «Третий уровень» - это не рассказ, не притча. У меня другое ощущение фактуры. Мне интересны какие-то сбои в фактуре, изменения структуры материала. 

Если продолжить эти различия, то у Виолы, например, вода – универсальная субстанция, место рождения и смерти, а у тебя, это скорее, поток.

Тема потока очень важна для меня и в жизни и в искусстве. Поток людей - паломники, поток света – видеопроекция, поток сознания - комментарии, поток образов – вдеоискусство.