Вероника Рудьева-Рязанцева
Без слов
Видеоинсталляция
21.10.2009 - 25.10.2009
Санкт-Петербург
О выставке
История
Идея проекта возникла примерно год назад. Под Новый год я была в Берлине и жила у моих друзей, у которых за пару месяцев до того появились близняшки. Клаудиа, мать близнецов, флейтистка Берлинского оперного театра, накормив и уложив младенцев спать, уединялась для занятий на флейте.
Этот детский возраст очень интересен: изменения происходят очень быстро, каждый день приносит что-то новое - они растут, осваивают свое тело…
Звучащая в доме классическая музыка была фоном моих наблюдений за малышами: бессознательные, алогичные движения младенцев удивительно сочетались со стройным, гармоничным звуковым рядом, который привносил в их случайные, на первый взгляд, действия какой-то высший смысл.
Младенцы
Вернувшись домой, я целенаправленно стала искать для завершения этого проекта детей примерно трехмесячного возраста. Надо сказать, здесь я столкнулась с определенными трудностями – многие родители суеверны и отказывали в съемке. Но это только укрепило мое решение доделать проект и тем самым снять некие существующие табу. Легче объяснить, зачем тебе нужно снять на камеру малыша, можно художникам. Поэтому участники проекта – в основном дети наших друзей-художников. Я очень благодарна маленьким героям этой истории и их родителям.
Видеофреска
Для меня «Без слов» является важным и в какой-то мере этапным проектом. С одной стороны, в нем отразилось мое тяготение к медийным технологиям, которые позволяют современному художнику реализовывать сложные синтетические проекты и дают широкий диапазон возможностей. С другой стороны, здесь проявился мой интерес к работе с цветом и масштабным пространством (я закончила отделение монументальной живописи). Своим размахом, глобальностью задумки мне близки видео Билла Виолы и Исаака Жульена – их работа с пространством вдохновляют и подталкивает к собственным экспериментам. Моя инсталляция приобрела дополнительную выразительность благодаря специфической фактуре стен, сохранивших следы прошлого: фрагменты обоев, обнаженная кладка кирпичей создают необыкновенно красивую «подложку», благодаря которой изображение приобретает новое качество и напоминает полустершиеся фрески.
Традиция и инновация
Помимо медийных технологий в своих работах я часто использую традиционные графические и живописные техники – от самой идеи зависит, какими средствами она будет воплощена. Эта работа, конечно, находится в диалоге с искусством старых мастеров – к этому отсылает и «фресковость» видеофактуры, и образ младенца, являющегося одним из основополагающих образов во всей истории искусства. Считаю, что перевод общечеловеческих, вневременных идей и ценностей на современный пластический язык остается актуальной задачей для художника.
Спасибо всем участникам проекта и их родителям
Участники проекта:
Себастьян и Луиза Розенберг
Тамара Терская
Ирмин Химин
Виктория Юдович
Борис Ловцюс-Вагин
Проект осущствлен при технической поддержке ГЦСИ