Виталий Пушницкий

Son

21.04.2008 - 03.05.2008

Санкт-Петербург

О выставке

«Когда невежественные люди видят, что кто-то стар, они испытывают отвращение и ужас, хотя однажды и они состарятся. Я решил для себя: я больше не хочу уподобляться невежественным людям. После этого я перестал ощущать обычную отраву, вызванную молодостью». Сиддхартха Гаутама

 

Природа сна всегда вызывала повышенный интерес у людей и служила поводом для множества догадок и предположений. Это неудивительно, поскольку треть жизни человек проводит во сне. Греки считали Бога Сна братом Бога Смерти и называли Гипносом, римляне – Сомнусом. А известный нам Морфей – был лишь одним из тысячи сыновей Сомнуса. Важнейшим результатом современных научных исследований сна стало открытие, что у спящего человека в течение ночи периодически возникают быстрые движения глаз. Этот сон назвали«быстрым» (или парадоксальным) и позже выяснилось, что именно в этой фазе человек чаще всего видит сновидения. Счастье быстрого сна – удел младенцев: это заметно по легким подергиваниям век, гримасам, дрожаниям щек, улыбкам. В отличие от взрослых, новорожденные с легкостью переходят из состояния бодрствования в быстрый сон, и эта счастливая способность вновь возвращается к человеку только встарческом возрасте.

 

Благополучно миновав критические тридцать семь и перевалив границу сорокалетия живописец, график и мастер световых инсталляций Виталий Пушницкий все чаще обращается к пространственным скульптурным композициям. Отсутствие скульпторского образования компенсируется страстью, возможностью выйти за границы уже прописанной роли и открывающейся перспективой испытания совершенно новых художественных материалов. Как бы это странно не казалось, в истоке вполне современного по языку искусства Пушницкого лежит классическая традиция и академическая школа. За любыми «модернисткими» обращениями к форме или материалу постоянно проступает вполне фигуративно прописанная история, в корне которой драма человеческой жизни.

 

Образ скульптурной инсталляции «SON» возник без литературно прописанной артикуляции, а скорее как идея поработать с погруженной в галерейное пространство архитектурной формой, которую нельзя рассмотреть, обойти и обозреть разом и целиком. Огромная голова спящего ребенка возможно и возникла из наблюдений за недавно родившимся сыном, но вряд ли могла стать прямолинейно приписанной «портретной» причиной. Зачем умножать печаль мира и делать еще одну голову, кувшин, горшок? Скорее этот образ возник из наблюдения за историей древней скульптуры, сохранившейся в самостоятельно существующих обломках и фрагментах. Портретность здесь уходит на второй план, уступая пластике формы. Лишенная тела, голова обретает статику, но не теряет динамики. Перед глазами сразу возникают тысячекратно повторенные головы Будд с полуприкрытым глазами и счастливой улыбкой. Искать каких-то особых буддийских прозрений средь отеческих осин здесь вряд ли стоит. Видя голову улыбающегося Будды, сразу вспоминаешь ребенка и на этом факте все «буддийские» реминисценции завершаются.

 

Более важным здесь становится сам выбор художественного материала, который диктует пластику образа. Современный российский скульптор – монументалист (если, конечно, он не Зураб Церетели), как правило, заложник чудовищно дорогих в производстве и сложных в транспортировке работ. Но лишение возможности работы с объемной пластикой существенно обедняет современное отечественное искусство. Выход один – нетрадиционные, легкие и бюджетные материалы. Проведя поиск, Пушницкий остановился на листовом пенопропилене, обычно используемом в строительстве для утепления домов. Собственно, сама идея возможности использования этого плоского материала для лепки сложной трехмерной формы была подсказана книгой. Нет, вовсе не текстом, а самой формой сложенных друг на друга страниц. Книга – это плотная информация, которую не видно снаружи, но книга – это и целый геологический пласт, уложенных друг на друга, артистически сваренных природой горных пород. Все дело лишь в оптике зрения.

 

Созданная непосредственно в пространстве галереи, скульптура будет впервые показана петербургскому зрителю, но уже через месяц ее можно будет увидеть на международной ярмарке Арт-Москва. Скульптурную инсталляцию дополняют два больших рисунка, исполненных в оригинальной авторской технике, превращающей традиционный графитный рисунок в черно-белое живописное полотно.

 

«Строители каналов пускают воду, лучники подчиняют себе стрелу, плотники подчиняют себе дерево, мудрецы смиряют самих себя». Гаутама Будда