Иван Плющ

О, спорт, ты - мир!

Инсталляция, живопись

27.11.2008 - 14.12.2008

Санкт-Петербург

О выставке

МИРНЫЙ АТОМ

«Вратарь соображает, в какой угол будут бить, — сказал Блох. — Если он знает того, кто бьет, он знает и какой угол тот, как правило, выбирает. Но, возможно, и бьющий одиннадцатиметровый рассчитывает на то, что вратарь это сообразил. Ну а что, если игрок, выполняющий пенальти, продолжая думать одинаково с вратарем, все-таки пробьет как обычно? И так далее, и так далее...»

 

Петер Хандке "Страх вратаря перед одиннадцатиметровым"

«Многие парни плечиты и крепки, многие носят футболки и кепки»

Самуил Маршак «Рассказ о неизвестном герое»

 

Герои спорта обычно обделены вниманием художников и попадают «в прицел»

только в особые времена, когда утренняя физзарядка по радио, культ «наших» героев, лыжные забеги по морозцу и бодрые лидеры на трибунах свидетельствуют о том, что идея великой и могучей Империи переживает реставрацию.

Одна из греческих легенд связывает учреждение Олипийских игр с шестым подвигом Геракла - очищением “авгиевых конюшен”. Жадный Авгий ничего Гераклу за работу не заплатил. Герой обиды не стерпел и прибил должника. А затем для очищения совести высадил рощу олив в честь Афины Паллады и учредил Олимпийские игры. Возрождение игр произошло 108 лет назад. По романтической идее французского барона, они должны были «вдохнут в человечество дух свободы, мирного соревнования и физического совершенствования», положить конец вражде между народами и стать праздником спорта, объединяющим мир. Но вопреки этой идеалистической формулировке, спорт так и не смог отгородиться китайской стеной от политики. Острая борьба за власть заставляет манипулировать спортсменами не меньше, чем на деятелями культуры, науки и шоу-бизнеса. Умелое использование спорта и великих спортсменов как объектов всенародной любви оборачивается солидными политическими дивидендами. Спортсмены уходят на пенсию и превращаются в депутатов, а бывшие президенты и премьер-министры с радостью возглавляют национальные спортивные комитеты. Виды спорта ассоциируются с действующими президентами и их любимыми занятиями. Мода на теннис сменяет моду на горные лыжи и дзю-до, хотя любовь к фигурному катанию никто не способен затмить. Спорт становится важным фактором политического процесса и одним из самых эффективных рычагов избирательных кампаний.

По меткому замечанию Бориса Гройса, спорт и здравоохранение всегда являлись главным приоритетом крепкой государственной власти, покольку любой рачительный президент должен был быть прежде всего пастухом и пастырем, и стало быть заботится о здоровье скотинки. Не будем писать о том, что по поводу зрелищ думают государственные мужи и политики. Их точку зрения еще во 2 веке до н.э. предельно афористично высказал римский сатирик Ювенал лозунгом «Хлеба и зрелищ». Для миллиардов зрителей и болельщиков, заполняющих стадионы, спортивные баталии как первая любовь, как ненасыщаемый интерес и увлечение, как возможность организции досуга и свободного времени, как способ снятия эмоционального напряжения, психологической разрядки и способа «выпустить пар». Где еще позволительно безнаказанно покричать, помахать флагами и ощутить национальную гордость? Толпа болельщиков рождает любопытное ощущение - мощи и силы массы, единения, анонимности и коллективной безответственности. На стадионе люди переживают особое психическое состояние, точного названия которому пока не дано. Если спорт - это мир, то стадион - микромодель мира.

В спортивном проекте художника «поколения непокоренных» Ивана Плюща, стадион возникает прямо в пространстве галереи. Привычная, выгороженная из городского пространства коробка, затянутая металлической сеткой и сохранившая полустертые знаки утраченного величия советской империи. На контрасте с внешней оболочкой, внутреннее поле уже пережило “евроремонт” и “апгрейд” и украшено знаками величественного гламура новой России: горнолыжники парят под небесами, тенессистки всегда готовы к удару, фигуристы закручивают замысловатые фигуры, а борцы сцепились насмерть. Зенит, естественно – чемпион. А кто к нам с мячом придет – от него и погибнет!

Дмитрий Пиликин