Андрей Рудьев

The present continuous

Живопись, объекты, инсталляция

22.11.2007 - 22.12.2007

Санкт-Петербург

О выставке

НАСТОЯЩЕЕ ПРОДОЛЖЕННОЕ

 The Present Continuous – Настоящее Продолженное Время – неожиданный темпоральный презент от педантичной и пунктуальной к соблюдению назначенных встреч или ритуальных пауз five - o - clock английской грамматики. Возможность отсрочки или перерыва – длящееся настоящее, то есть, в принципе то, что в российской бескрайности и можно попросту назвать Жизнью. Временная орбита Андрея Рудьева закручена еще более загадочно.

Возникая то там то здесь в самых неожиданных и часто довольно престижных российских или западных арт-проектах, он вдруг периодически исчезает из поля зрения, переставая передавать сигналы или скрываясь «вне зоны доступа» в области непроходимости радиоволн. Возвращается всегда тихий и немногословный, с затертыми данными следящих устройств и «черных ящиков», и лишь некоторые доставленные им на Землю артефакты позволяют говорить о довольно бурной художественной жизни, в которую он был вовлечен. Периоды исчезновений и появлений различны, но ряд сопутствующих фактов свидетельствует о наблюдаемой лавинообразной активности нашего героя, произошедшей за последний год. Это настолько очевидно, что будучи зрелым и опытным он даже умудрился попасть в рейтинг десяти молодых и активных художников Петербурга, составленный одним уважаемым петербургским критиком. Этот казус собственно еще раз подтверждает особые взаимоотношения со временем и пространством, присущие Андрею Рудьеву. Как же тут быть?

Есть верный метод. Среди регуляторов тембра многих усилителей есть так называемая ручка "присутствия" (англ. presence), вращение которой позволяет добиться впечатления, что звучащий инструмент находится в одной комнате со слушателем. Возможно, именно ее настройка и позволит нам компенсировать временную разницу, и позволит узнать о скрытых файлах художника. Поступающая информация фрагментарна и отсылает к арт-объектам, реализованным в различных пространствах и обстоятельствах. Но сведенная в единый проект она вдруг чудесным образом проявляет перекрестные связи и обретает самостоятельное звучание.

Первые работы из серии «Железная живопись» были сделаны этим летом, на фестивале, проходившем в Грузии – ныне почти недоступной «планете»: горючая смесь новых геополитических амбиций на фоне почти не изменившегося ландшафта советского времени, за которым в самой России гоняются кинематографисты и фотографы, да уже не могут найти. Оцинкованное железо с патиной абстрактной живописи, дерево, превращенное в переливающийся перламутром уголь и милые сердцу березки – почти единственный объединяющий пространства ботанический символ (по-рудьеву, черно-белая пунктирная графика белокурой подруги оказывается в сродстве с воронено-черной фактурой угля – Пастух все еще имеет шанс встретиться со Свинаркой). Скрытый огонь в интенции past perfect чувствуется и в объекте, занимающем центр зала («Костер»). Разложенные по плоскости бревна уже обуглены, а зритель просто не совпал с огнем во времени. Большое графическое панно на стене принадлежит совсем другому времени – оно было сделано два года назад для выставки в Севастополе – еще одном утраченном островке прошедшего геополитического устройства. «Тихий час» – двадцать лет отмотать назад и вспомнить о пионерском детстве, юге и море среди холодной зимы: кипарисы, пальмы, персики и ссадины на коленях. Залитый маслянисто-черным битумом небольшой глобус («Черная планета») – эскизное напоминание о его пятиметровом двойнике, созданном во время фестиваля “ Nord Art ” в немецком Бюдельсдорфе. Причудливая конфигурация привычных очертаний континентов, распластанных по поверхности планеты становиться здесь подвластна воле художника, а формализм абстрактной живописи наливается жизненной правдой - как художник нарисует, так и будем жить!

Ощущение «планетарности» проступает и через удачно найденный для объекта материал. Пропитанный битумом профанный строительный рубероид, как планетарная кожа обтянувший огромную сферу, напоминает об энергии и желанной «черной крови земли» - нефти. Из этой же «живой кожи» создан и огромный объект из серии “ UFO ”, впервые показанный прошедшей зимой в московской галерее «Риджина». До Петербурга долетела лишь одна из его уменьшенных копий, но и ее размеров хватает, чтобы полностью подчинить пространство галереи. Зависнув под потолком как инопланетное чудо из космического блокбастера, она чертит световым лучом по земной поверхности свое немое видеопослание. Земля - наше Все, но с точки зрения aliens - всего лишь крошечный и хрупкий елочный шар, вращающийся в бездонной Вселенной.

Дмитрий Пиликин